ДОП дошкольного образования социально-педагогической направленности_Аз-Бука

ОГЛАВЛЕНИЕ
Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Учебный план. Содержание учебного плана

8

Комплекс организационно-педагогических условий

15

2.1

Календарный учебный график

15

2.2

Условия реализации программы

32

2.3.

Формы аттестации

33

2.4

Методические материалы

35

2.5

Материально-технические условия

37

1.

2.

Список литературы

38

ПРИЛОЖЕНИЯ

40

РАЗДЕЛ № 1. КОМПЛЕКС

ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«От звука к букве» социально-педагогической направленности разработана в
соответствии с основополагающими документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных организаций дополнительного образования детей";
4. Методические рекомендации
Российской

Федерации

Министерства образования и науки

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма №09-3442
от

18.11.15

Департамента

государственной

политики

в

сфере

воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ);
5. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических
рекомендаций

"Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области";
6. Устав МБДОУ - детского сада № 196 г. Екатеринбурга.
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на
активизацию словарного запаса,

развитию грамматического компонента

речи, обучению грамоте и к овладению чтением.
Актуальность. В настоящее время проблема подготовки детей
дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо
актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ, а

особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из
требований - это готовность к овладению грамотой, которая включает в себя
овладение

ребенком

звукобуквенным,

звуко-слоговым

и

лексико--

синтаксическим анализом и синтезом.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации
детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика
показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно в
адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения
в школе.
На основе исследований ученых Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.П.
Усовой, методистов дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой и Ю.И. Фаусек,
был сделан вывод: в дошкольном возрасте дети овладевают грамотой легче и
быстрей. Известный советский методист А.И. Воскресенская провела
большую экспериментальную работу, на основании которой разработала
методические указания к занятиям по обучению грамоте в дошкольном
возрасте.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме,
недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в
системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к
индивидуальности каждого ребенка. Поэтому возникла необходимость в
создании

дополнительной

образовательной

программы

«Аз-Бука»

по

подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
За основу построения программы взят исходный принцип системы
дошкольного обучения грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с
буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период
обучения. «Оттого, как ребенку будет открыта звуковая действительность
языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты,
но и все последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).
Система работы соответствуют возрастным особенностям ребенка и
представлена увлекательными играми и упражнениями со звуками, буквами,

словами, которые могут подготовить ребенка к школе, способствуя:
• формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для
дальнейшего обучения в школе;
• овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение,
обобщение, классификация);
• формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее
самостоятельно;
• формированию умения планировать свою учебную деятельность и
осуществлять самоконтроль и самооценку;
• развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых
усилий для выполнения поставленных задач;
• овладению навыками речевого общения;
• развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Наглядно-методический материал, представленный в виде рабочих
тетрадей с игровыми заданиями для ребенка, обеспечивает практические
действия ребенка по усвоению программного материала.

При этом

учитывается положение Л.С.Выготского «о ведущей роли обучения», которое
является движущей слой психического развития. Обучение - по мнению Л.С.
Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности ребенка,
поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
Такая работа создает благоприятный эмоциональный фон, при котором
эффективнее усваивается учебный материал.
Цель программы: совершенствование у детей старшего дошкольного
возраста речевой деятельности, познавательных способностей, интеллекта,
творчества для дальнейшего успешного овладения школьной программой.
Задачи:
• создать необходимые условия для сохранения

психологического и

физического здоровья воспитанников;
• стимулировать

игровую,

познавательную

и

коммуникативную

активность воспитанников в различных видах деятельности;

• подготовить

воспитанников

к

активному

взаимодействию

с

окружающим миром;
•

выявить и развить интеллектуально-творческий потенциал личности

каждого воспитанника;
• создать

комфортную

среду

обучения

и

воспитания;

помочь

воспитаннику адаптироваться в детском коллективе, настроить на
самостоятельную работу;
Практическая

значимость программы. Тенденция к снижению

возрастных рамок начала подготовки воспитанников к обучению чтению
имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного
образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения
их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка. Расширение
сферы дополнительного образования, гибкость и многообразие форм
предоставления дополнительных образовательных услуг, в том числе, и по
подготовке к обучению дошкольников грамоте, является одной из ключевых
позиций

обновления

дошкольного

образования,

обеспечивающей

преемственность между всеми сферами социального становления ребёнка,
возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности
каждого ребенка.
Отличительной особенностью программы является систематичность
в освоении материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и
стратегию реализации познавательных функций. Содержание программы это целостная система по обучению дошкольников элементам грамоты, при
усвоении которой решающая роль принадлежит деятельности ребёнка, а
педагог лишь руководит этой деятельностью. Программа - не статичный
документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми
данной возрастной группы
В программе реализуется системный, комплексный, личностный подход
к развитию воспитанников. При системном подходе рассматриваются пути

освоения воспитанником языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный

подход

(психолингвистики,

требует

педагогики,

взаимодействия

языкознания,

разных

наук

социолингвистики).

При

личностном подходе рассматривается процесс обучения воспитанников
грамоте в свете концепции развития целостной личности с

учётом

психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
программы - 5-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2
года, 74 академических часов. Ребенок может включиться в освоение
программы на любом этапе ее реализации.
Форма организации занятия - групповая, формы проведения занятия беседа, игра, сказка.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа,
продолжительность занятия -20-25 минут (1 год обучения) и 25-30 минут (2
год обучения).
Количество воспитанников в учебной группе - 8 - 10.
Структурное содержание занятия зависит от цели занятия. В нее
входят:
- логопедические упражнения, разминки;
-упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия;
упражнения на развитие связной речи, работа над лексическим значением
слова, обогащением словаря;
- упражнения для развития зрительно-пространственные представления
и графо-моторных навыков;
- упражнения в рифмовке;
-упражнения, развивающее образное мышление, конструирование образа
букв из подручных материалов.
Планируемый

результат:

организованный,

любознательный,

целеустремленный, коммуникабельный выпускник, с развитой речью.

1.2. УЧЕБНЫЙ

ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
1-й год обучения

Название темы

Количество Теория

Практика

Формы аттестации

1

Тестовые задания,

часов
Тема 1. Вводное

1

0

занятие.
Тема 2. Развитие

наблюдение.
16

4

12

Игра-соревнование

16

6

10

Тестирование

фонематических
процессов, навыков
звукового и
слогового анализа и
синтеза
Тема 3. Обучение

навыков чтения и

грамоте.

письма
Тема 4. Итоговое

2

0

2

Контрольное
задание,

занятие.

игра-соревнование
ИТОГО

35

10

15

2-й год обучения
Название темы

Количество Теория

Практика

Формы аттестации

часов
Тема 1. Вводное

2

0

2

Тестовые задания

16

4

12

Игра-соревнование

занятие.
Тема 2. Развитие
фонематических
процессов, навыков
звукового и

слогового анализа и
синтеза
16

Тема 3. Обучение

6

10

Тестирование
навыков чтения и

грамоте.

письма
Тема 4. Итоговое

1

0

1

35

10

15

Квест-игра

занятие.
ИТОГО

Содержание программы.
1-й год обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Определение уровня развития.
Тема 2.Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового
анализа и синтеза:
- воспитание внимания к звуковой стороне речи;
- формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста:
[у]—[а],

[и]—[у],

[э]—[о],

[и]—[о],

[э]—[у]; гласные, близкие по

артикуляции: [у]—[о];
- формирование умения дифференцировать согласные раннего онтогенеза,
отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т],
[п]—[г] и т. п.;
- формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот — кит,
бочка — точка, миска — киска);
- формирование умения различать гласные и согласные звуки;
- формирование навыка выделения гласных звуков из ряда звуков;
- формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение
выполнению анализа и синтеза слияний гласных звуков;
- формирование навыков выделения начальных ударных гласных [а], [у], [о],
[и] из слов, различения слов с начальными ударными гласными;

- обучение выделению согласных звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков,
слогов,

слов,

из конца и начала

слов;

дифференциации звуков,

отличающихся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н],
[п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Формирование
умения производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых
слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, уха, кот);
- формирование умения подбирать слова с заданным звуком;
- закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук и умения
оперировать этими понятиями;
- развитие внимания к звукослоговой структуре слова в упражнениях на
различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание,
протопывание слогового рисунка слова;
- формирование умения делить на слоги двусложные слова, состоящие из
открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка), и составлять слова из двух данных
открытых слогов;
- совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов со сменой
ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и
одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных;
- обеспечение дальнейшего усвоения и использования в речи слов различной
звукослоговой структуры;
- совершенствование умения различать на слух гласные звуки;
- закрепление

представлений

о

гласных

и

согласных

звуках,

их

отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и
согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
- формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях,
свободной игровой и речевой деятельности;
- закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из
начала слова, согласных из конца и начала слова;

- совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов,
слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с
его произношением);
- формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой
— звонкий, твердый — мягкий;
- закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук;
- формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук,
мягкий согласный звук, твердый согласный звук;
- формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из
двух слогов, одного слога, трех слогов;
- закрепление понятия слог и умения оперировать им.
Тема З.Обучение грамоте:
- формирование, закрепление понятия буква и представления о том, чем звук
отличается от буквы;
- ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П,
Н, М, К Б, Д, Г, Ф, В, Х;
- формирование и совершенствования навыков конструирования букв из
палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина,
«рисования» по тонкому слою песка и в воздухе. Обучение узнаванию
«зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных
букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально
изображенных букв;
- формирование навыков составления и чтения слияний гласных, закрытых и
открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения
коротких слов;
- закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами;
- формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с
изученными буквами;

- ознакомление

с

некоторыми

правилами

правописания

(раздельное

написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале
предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
Тема 4. Итоговое занятие. Определение уровня освоения программы.

2-й год обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Определение уровня развития.
Тема 2.Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового
анализа и синтеза:
- совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов со сменой
ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и
одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных;
- обеспечение дальнейшего усвоения и использования в речи слов различной
звукослоговой структуры;
- совершенствование умения различать на слух гласные звуки;
- закрепление

представлений

о

гласных

и

согласных

звуках,

их

отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и
согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
- формирование умения различать на слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях,
свободной игровой и речевой деятельности;
- закрепление навыка выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из
начала слова, согласных из конца и начала слова;
- совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов,
слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с
его произношением);
- формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой
— звонкий, твердый — мягкий;
- закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук;

- формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук,
мягкий согласный звук, твердый согласный звук;
- формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из
двух слогов, одного слога, трех слогов;
- закрепление понятия слог и умения оперировать им;
- закрепление

представлений

о

гласных

и

согласных

звуках,

их

отличительных признаках. Упражнения в различении гласных и согласных
звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
- закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости
согласных звуков. Упражнения в дифференциации согласных звуков по
акустическим признакам и по месту образования;
- ознакомление с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р'].
Формирование умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с
этими звуками;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти
звуков;
- закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из
одного, двух, трех слогов.
Тема 3. Обучение грамоте:
- закрепление понятия буква и представления о том, чем звук отличается от
буквы.;
- ознакомление буквами Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ;
- совершенствования

навыков

конструирования

букв

из

палочек,

выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования»
по тонкому слою манки или песка и в воздухе. Обучение узнаванию
«зашумленных», изображенных с недостающими элементами пройденных
букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально
изображенных букв;
- формирование навыка осознанного чтения слов и предложений с
изученными буквами;

- ознакомление

с

некоторыми

правилами

правописания

(раздельное

написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале
предложения и в именах собственных, точка в конце предложения);
- закрепление умения трансформировать буквы, различать правильно и
неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.
Совершенствование навыка осознанного чтения слов, предложений,
небольших текстов;
- закрепление знания уже известных воспитанникам правил правописания.
Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написание
ча—ща с буквой А, чу—щу с буквой У);
- формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов, чтения
изографов.
Тема 4. Итоговое занятие. Определение уровня освоения программы.

Планируемые результаты.
Реализация программы предполагает следующие результаты:
- сформированы

качества

личности

как

организованность,

любознательность, целеустремленность, коммуникабельность;
- умение выделять слова и предложения из речи;
- и различать понятия: звук, слог, слово, предложение;
- умение делить слова на слоги;
- умение узнавать, выделять, различать звуки в ряду звуков;
- умение подбирать слова на заданный звук;
- закреплены представления о гласных и согласных звуках, их отличительных
признаках;
- развит фонематический слух и восприятие;
- развитие связной речи, навыков звукового анализа и синтеза;
- уметь печатать прописные и заглавные буквы;
- различать и опознавать буквы русского алфавита, составлять и читать слоги,
слова и предложения;

- развито

зрительно-пространственные

представления,

графо-моторные

навыки;
- развиты навыки конструирование букв из подручных материалов;
- сформировано и закреплено умение трансформировать буквы, различать
правильно и неправильно напечатанные буквы;
- закреплены знания о некоторых правилах правописания.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ.
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ

УЧЕБНЫЙ

ГРАФИК.

1
2
3
4
5
6
7
8

В том числе
Практик
Теор.
%
%

Тема

Кол - во

«Что я умею?»
Речь устная и письменная.
Звук и буква «А».
Звук и буква «У».
Звук и буква «О».
Звук [М] [М"] и буква «М».
Учимся соединять буквы.
Звук [С] [С"] и буква «С».
Учимся соединять буквы.
Учимся соединять буквы.
Учимся читать слоги.
Звук [Х] [Х"] и буква «Х».

25 мин.

25

75

25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.

25
25
25
25

75
75
75
75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.
25 мин.

25
25

75
75

№
п/
п

Учимся соединять буквы. Учимся читать слоги.
9
10
11
12
13
14
15

Звук [Р] [Р] и буква «Р».
Учимся читать слова.
Большая буква в именах.
Звук и буква «Ш».
Учимся читать слова и предложения.
Большая буква в начале предложения.
Читаем и дифференцируем «С-Ш». Знакомимся с
антонимами.
Звук и буква «Ы».
Знакомимся с однокоренными словами.
Звук [Л] [Л"] и буква «Л».
Знакомство с «много - один».
Читаем и дифференцируем «Л-Р».
Звук [Р] [Р"] и буква «Р», знакомство с предлогами

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Читаем сами - закрепление навыков чтения.
« !» знак в конце предложений.
Звук [К] [К"] и буква «К».
Продолжаем упражнять «много-один».
Продолжаем учиться читать знакомые буквы.
«!» знак в конце предложений.
Звук [Т] [Т] и буква «Т».
Слова синонимы.
Звук и буква «И».
Твердые и мягкие звуки.
Однокоренные слова.
Читаем и дифференцируем «И-Ы».
Звук [П] [П] и буква «П».
Звук [З] [З"] и буква «З».
Продолжаем учиться читать. Дифференциация
звуков «С-З».
Звук и буква «И».
Знакомство с прилагательным.
Звук [Г] [Г"] и буква «Г».
Однокоренные слова.
Звук [В] [В"] и буква «В».
Закрепляем предлоги.
Дифференциация звуков «Г-К».
Большая буква в именах людей.
Звук [Д] [Д"] и буква «Д».
Продолжаем учиться пересказывать текст.
Дифференциация звуков «Д-Т».
Учимся составлять схемы предложений.
Звук [Б] [Б"] и буква «Б».
Составляем схемы предложений.
Учимся образовывать множественное число
существительных.
Различаем буквы «Б-П».
Отвечаем на вопросы.
Учимся задавать вопросы к картинке.
Читаем и играем.
Звук и буква «Ж».
Звуки ж-ш, ЖИ, ШИ.
Звук и буква «Е».
Продолжаем учиться отвечать на вопросы.
Учимся читать слова с Ь знаком на конце.
Звук и буква «Я».
Звук и буква «Ю».
Закрепляем короткие слова местоимениям.
Звук и буква «Ё».
Составляем слова из слогов.
Дифференциация звуков «Е-Ё». Закрепление
многозначных слов.
Звук и буква «Ч».
Закрепляем ударение.
Продолжаем учиться читать.

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.

25
25
25
25

75
75
75
75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.
25 мин.
25 мин.
25 мин.

25
25
25
25

75
75
75
75

25 мин.
25 мин.
25 мин.

25
25
25

75
75
75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Разучиваем звуки С-Ч-Ш.
Учимся находить главные слова в предложении.
Звук и буква «Ц».
Составление схемы слов.
Дифференциация звуков «Ч-Ц».
Различаем звуки «Ц-С».
Закрепляем слова-определения: какой? какое?
какая? какие?
Звук и буква «Э».|
1
1
Закрепляем однокоренные слова.
Звук [Ф] [Ф"] и буква «Ф».
Большая буква в именах существительных.
Звук и буква «Щ». Дифференциация звуков
«Ч-Щ, Щ-С».
Знакомство с правилом жи-ши.
Учимся читать слова с Ъ.
Учимся читать слова с Ъ и Ь знаком.
Закрепляем умение пересказывать текст.
Знакомимся с парными согласными: глухие,
звонкие.
Закрепление навыков чтения.
Читаем играя.
Итоговое занятие «В гостях у бабушки Азбуки».
Всего часов

25 мин.

25

75

25 мин.
25 мин.

25
25

75
75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.

25

75

25 мин.
25 мин.
25 мин.

25
25
25

75
75
75

25 мин.

25

75

25 мин.
25 мин.
25 мин.
72

17

75
100
100
55

Содержание программы
Месяц

№
занятия

октябрь

№1

№2

Теория
основные
теоретические
понятия
«Что я умею?» Выявить знания детей
речь устная и по чтению.
письменна Знакомство с видами
я
речи:
устная,
письменная (для чего
нужна речь, для чего
надо знать буквы).
Звук и буква
Знакомство
с
«А»
кукольным героем по
имени
Карандаш.
Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы.
Тема занятия

№3

Звук и буква
«У»

Знакомство с
кукольным героем
Незнайка.
Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы.

№4

Звук и буква
«О»

Знакомство с образом
буквы«О»,
артикуляция звука,
характеристика звука,
буквы.

Практика
содержание
видов деятельности,
форм и методов
Игра «Узнай букву».
Игра «Подбери слово с этой
буквой». Игра «Назови первую
букву имени своего друга».
Рисование знакомых букв.
Игра «Подбери слова с буквой
«а». Работа с букварем стр.4.
-рассмотреть картинки,
определить позицию звука «а».
-читать букву, водя пальчиком
по горизонтали.
-составление предложений с
использованием картинок
букваря.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Где
спряталась буква «у»?
Игра «Определи, где стоит звук
«У»:
в начале, середине, конце
слова».
Работа с букварем стр.5:
рассмотреть картинки,
определить, где стоит звук.
-чтение буквы: учить водить
пальчиком по вертикали.
-составление предложений с
использованием картинок
букваря.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Узнай
букву» (из букв узнать А,У,О).
Игра «Передай мяч» (назвать
слово на «О». передать мяч
другому).
Игра «Узнай звук» (называю
слово на а, у, о, узнать
начальный звук, назвать его).
Работа с букварем стр.6.
-Чтение букв по
горизонтальным и
вертикальным строчкам.

№5

Звук [М] [М"] и Карандаш в гостях у
буква «М». детей.
Учимся
Знакомство с образом
соединять
буквы, артикуляция
буквы.
звука, характеристика
звука, буквы.

№6

Звук [С] [С"] и
буква «С».
Учимся
соединять
буквы

Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы.

№7

Учимся
соединять
буквы
Учимся читать
слоги.

Объяснение
механизма чтения
слогов с
ориентировкой на
гласную в слоге.

Игровое упражнение «Бежим по
дорожке» (учимся соединять
буквы).
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Назови
слова на«М».
Игра «Назови, где спрятался
звук» (на определение позиции
звука).
Работа с букварем стр.7.
-назвать картинки, определить,
где стоит звук.
-составление предложений с
использованием картинок
букваря.
Игровое упражнение «Какое
имя кукле дать?» (подобрать
имена со знакомыми буквами).
Чтение букв по горизонтальным
линиям и вертикальным
столбикам.
Игровое упражнение на
соединение букв «Бежим по
дорожке».
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игра «Угадай слово» (назвать
слово с нужным звуком).
Игровое упражнение «Где
спряталась буква «С»? (найти на
рисунке правильную букву
«С»)
Работа с букварем стр.8.
Назвать картинки, определить
позицию звука «с» в словах.
Игровое упражнение «Найди
пару» (подобрать каждой
картинке смысловую пару:
самолет-летчик, сосна-зима,
сани-гора, лиса-нора).
Игровое упражнение «Бежим по
дорожке» (на соединение букв в
слоги) стр.11,12.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Незнайка в гостях у ребят.
Игровое упражнение «Узнай
буквы» (среди многих букв
узнать знакомые).
Игровое упражнение «Бежим к
букве» стр 13, 14 букварь

№8

ноябрь

№9

№10

Чтение букваря. Стр. 13,15,17 звуковой анализ слогов.
Игровое упражнение «Составь
слово», (составление слов по
предложенным слогам: в
начале, в конце слов).
Звук [Х] [Х"] и Знакомство с образом Игра «Отыщи нужную
буква «Х».
буквы, артикуляция
картинку» (со звуком «х»).
Учимся
звука, характеристика Игровое упражнение «Подбери
Соединять
звука, буквы.
слово со звуком «Х»
буквы
Работа с букварем стр18.
Рассмотреть картинку,
Учимся читать
повторить смех обезьянки,
слоги.
обратить внимание на знак в
конце(!).
Чтение слогов. Игровое
упражнение «Бежим к букве».
Игра «Составь слово».
(составление слов по первому
слогу). Рисование образа буквы
в воздухе, на бумаге.
Звук [Р] [Р ] и Знакомство с образом Игровое упражнение «найди
буква «Р».
слово» -читаю стихотворение
буквы, артикуляция
Учимся читать
звука, характеристика «Карр». Услышать слово с
слова. Большая звука, буквы.
нужным звуком, запомнить его.
буква в именах.
Назвать.
Игра «Лови, не урони» - дети
ловят мяч, если услышат новую
букву, если её нет, они мяч
отбивают.
Работа с букварем стр.20-21.
Игровое упражнение
«Догоняем букву». Чтение
слогов.
Составление предложений со
словами из букваря.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Звук и буква
Знакомство с образом Игра «Собери чемодан» (дети
«Ш».Учимся
буквы, артикуляция
отбирают картинки с заданным
читать слова и
звука, характеристика звуком «м»).
предложения.
звука, буквы.
Игра «Подари подарок» (дети
Большая буква
дарят подарок с новым звуком: я
в начале
дарю шубу. Я дарю машину...)
предложения.
Работа с букварём стр.22
-назвать слова со звуком «Ш»,
выделяя его.
-чтение слогов, слов, работа по
составлению предложений с
заданным словом.
Игра «Буква потерялась» ..ум,
...уба, . а р , ка...а.

декабрь

№15

Звук [Н] [Н] и
буква «Н».
Знакомство с
предлогами.

№16

Читаем сами
-закрепление
навыков
чтения.
! в конце
предложений.

№17

Звук [К] [К^ и
буква «К».
Продолжаем
запоминать с
понятием
«много-один».

№18

Продолжаем
учиться читать
знакомые
буквы. «!» знак
в конце
предложений.

Работа с букварем стр.26-27.
- Чтение слогов, слов. Звуковой
анализ слов.
Повторение игры «Скажем
наоборот»-слова антонимы.
Кукла из театра «Мы в Игровое упражнение «какое
имя кукле дать?» -имена на «Н».
профессии играем» Игра «Я дарю тебе
портной принёс
словечко»-подобрать слова с
ножницы.
буквой.
Знакомство с образом
буквы, артикуляция
Работа с букварем стр.28-29.
звука, характеристика Чтение слогов, слов,
звука, буквы.
предложений.
Игра «Где мяч»-знакомство с
предлогами.
Знакомство с
Работа с букварем стр.30. Игра
восклицательным
«Много-один».
знаком
Игровое упражнение «Подбери
слово по его началу».
Чтение слов, предложений.
Обыгрывание картинки из
букваря.
Мульти презентация:
Игровое упражнение «Какое
«Герои мультфильмов имя лучше дать» -подобрать
в гостях у ребят»
имена на заданную букву.
Знакомство с образом Игра «Кто где живет» - отобрать
буквы, артикуляция
сколько тех жильцов, которые
звука, характеристика начинаются на «К», с «К» в
звука, буквы.
середине, в конце.
Игра «Продолжи говорить
слова» - подбор слов с буквой.
Чтение букваря стр.31. Чтение
слогов, слов, предложений.
Составление предложений по
картинкам букваря на
закрепление правильного
употребления предлогов.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Восклицательный
Использование кукольного
театра «Теремок».
знак в конце
Игровое упражнение «Скажи
предложений.
ласково» - норка-норочка,
кукла-куколка.
Игровое упражнение на
определение позиции звука в
слове «Где спряталась буква».
Работа с букварем стр.32.
Чтение слогов. Слов.
Предложений.
Составление предложений с
использованием «!» знака в

№19

Звук [Т] [Т"] и
буква «Т».
Слова
синонимы.

№20

Звук и буква
«И». Твердые и
мягкие звуки.
Однокоренные
слова.

№21

Читаем и
дифференциру
ем «И-Ы»

№22

Звук [П] [П"] и
буква «П».

конце.
Хоровое и индивидуальное
чтение слов.
Знакомство с образом Игровое упражнение «Догоняем
букву».
буквы, артикуляция
звука, характеристика Игра «найди слово» - найти
предметы вокруг с этой буквой,
звука, буквы.
определить позицию.
Чтение букваря стр.33.
Игровое упражнение «Я начну,
а ты продолжи» на подбор слов
синонимов.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Знакомство с образом Игровое упражнение «И
М и ш к а . » - у Лены ручка и у
буквы, артикуляция
звука, характеристика Мишка ручка., .
Игровое упражнение «Помоги
звука, буквы.
букве стать мягкой» - слиг-сми,
син-сли и т.д.
Чтение букваря стр.35.
Чтение вертикальных столбцов.
Игровое упражнение «Измени
слово» - однокоренные слова.
Пересказ текста из букваря
стр.35.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое
упражнение «Собери
Дифференциация «И
чемодан» - на дифференциацию
-Ы»
звуков.
Составление слов
предложенному началу.
Работа с букварем стр.35-36.
Звуковой анализ слов: кино,
картинки.
Составление предложений с
этими словами.
Хоровое чтение текста стр.36.
Использование куклы
из театра «Мы в
профессии играем» повар.
Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы.

Игра «Назови пару» - дети в
кругу, бросаю мяч называю
твердую согласную, дети
называют её мягкую пару: П-П',
С-С', и т.д.(пить, плясать, петь,
прыгать, ползать, плакать,
прятаться. Подпрыгивать,
пугать.
Работа с букварем стр.37.
Игровое упражнение «Что
изменилось?» - со словами
букваря.

январь

№23

Звук [З] [З1 и
буква «З».

№24

Дифференциация
Продолжаем
учиться читать. звуков» С-З»
Дифференциац
ия звуков» С-З»

Звук и буква
«Й».
Знакомство
с прилагательным.
Продолжаем
учиться читать.
«?» знак в
конце
предложения.

Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы.

Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы.
Знакомство с
прилагательным.
Вопросительный знак
в конце предложения.

Игра «Поймай, не урони»-дети
стоят в кругу, ловят мяч,
называют слово с новым звуком
и определяют его положение.
Игра «Кто быстрее» составление слов по началу
слогов из букваря стр.39
Чтение текста, работа с
предложением из текста.
Игровое упражнение «Смотри
не ошибись» - составление
предложений со словами со
страницы букваря, с разным
положение слов.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Будь
внимательным» -услышишь
«с»-умывайся, услышишь
«з»-ползи.
Игра «Посылаю письмо»-дети
подбирают слова со звуком «С»
или «З», адресуют другим
детям, те называют звук и его
позицию в слове.
Работа с букварем стр.40.
Чтение текста.
Игровое упражнение «Язычок
играет»-чтение сложных слов.
Игра «Что изменилось»изменение слов с изменением
«с-з».
Составление предложений с
новыми словами.
Игра Чтение слов с доски.
Игра «Найди пару»-соединить
слова схожие по смыслу.
Работа с букварем стр.42.
Рассматривание картинки,
составление рассказа по этой
картинке.
Составление предложений со
словами.
Игровое упражнение «Какой?
Какая? Какое? Какие?» Чтение
букваря стр.44.-читают
вопросы, отвечают на них,
используя все виды
предложений.

№26

№27

№28

Звук [Г] [Г"] и
буква «Г».
Однокоренные
слова.

Знакомство с образом Игра «Кто больше слов назовет
с буквой «Г».- две команды
буквы, артикуляция
звука, характеристика соревнуются в подборе слов с
новой буквой.
звука, буквы.
Игровое упражнение «Рассели
жильцов» - дети распределяют в
дома жильцов с буквой «Г» в
начале, середине, в конце.
Чтение букваря стр.45.
Чтение слов в столбцах.
Игра «Укрась дерево» - подбор
однокоренных слов.
Звук [В] [В"] и Использование куклы Игровое упражнение «Подбери
из кукольного театра слова» - из серии картинок с
буква «В».
Закрепляем
«Мы в профессии
изображением предметов
предлоги.
играем» - врач.
выбрать те, где есть новый звук.
Знакомство с образом Игра «какое имя кукле
буквы, артикуляция
дать?»-подобрать имя на В.
звука, характеристика Работа с букварем стр.47-48.
звука, буквы.
Игровое упражнение «Кто
где?»- нахождение предлогов в
рассказе.
Зарядка для язычка.
Артикуляционная разминка
Дифференциац Большая буква в
(поговорка, скороговорка).
ия звуков
именах людей.
Чтение слогов до целого слова
«Г-К». Большая
подговариванием.
буква в именах
Чтение слов с доски,
людей.
составление из них
предложений с обговариванием
большой буквы в начале
предложения и именах людей.
Чтение букваря стр.49.

№29

Звук [Д] [Д"] и
буква «Д».
Продолжаем
учиться
пересказывать
текст.

Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы.

№30

Рассказываем
букву Д-Т.
Учимся
составлять
схемы
предложений.

Обучение
составлению схемы
предложения.

Игровое упражнение
«Благоустраиваем букву».
Игра «Назови имя, в котором
есть звук «д». Игра «Доскажи
словечко».
Дети подбирают слова к слогам
с новыми звуками.
Чтение букваря стр.51
Пересказ рассказа в «В саду».
Артикуляционная зарядка.
Игровое упражнение «Замени
букву»-заменить букву и
определить её значимость:
труд-пруд-прут.
Чтение букваря стр.52
Подбор слов по началу.
Составление схемы
предложений с записью в

№31

Звук [Б] [Б ] и
буква «Б».
Составляем
схемы
предложений.
Учимся
Образовывать
множ.число
существительн
ых.

№32

Различаем
буквы Б-П.
Отвечаем на
вопросы.
Учимся
задавать
вопросы к
картинке.

№33

Читаем и
играем

№34

Звук и буква
«Ж» .

тетради.
Знакомство с образом Игровое упражнение
«Благоустраиваем букву».
буквы, артикуляция
звука, характеристика Игра «Кто больше назовёт слов
с новым звуком»-определение
звука, буквы.
его позиции в слове.
Чтение букваря стр.53
Образование множественного
числа существительного.
Составление предложений со
словами на стр.53, запись схем
этих предложений.
Дифференциация «Б - Артикуляционная зарядка.
Игровое упражнение «Чем мы
П».
отличаемся»-на различие
звуков.
Чтение букваря стр.54-55
Пересказ рассказа «Грибники».
Игровое упражнение «Ответь на
вопрос», «Задай вопрос по
картинке»
Игра «Какое слово я
задумал»-составление слов с
одинаковым концом: бан-ка,
пал-ка, пил-ка...
Чтение букваря стр.56-57
Образование
Игра «Я люблю суп из . (из
прилагательных от
грибов-грибной, из
существительных.
Дифференциация «Б - мяса-мясной, из лука-луковый
Игра «Какую кличку кошке
П».
дать?»
Игровое упражнение на умение
подбирать клички животным.
Игра «Подарки»дифференциация звуков Б-П,
дети объединяют подарки в две
группы с буквой П и Б.
Использование куклы Игра «Кто больше» - подбор
слов с новым звуком,
Карандаш.
Знакомство с образом определение позиции буквы в
слове.
буквы, артикуляция
звука, характеристика Игровое упражнение «строим
звука, буквы.
дом» - составление схемы к
слову жук, лужа.
Игра «Составь слово» - из
слогов составляем слова: лужа,
сажа,жара, ..
Игра «Жуки» -детям раздаются
картинки, только те летят в
домик в названии которых есть
звук ж.
Рисование образа буквы в

воздухе, на бумаге.
№35

март

№36

№37

№38

№39

Звуки ж-ш,
ЖИ, ШИ

Знакомство с
правописанием
ЖИ-ШИ.

Чтение стр.60, 59
Составление звуков ж-ш, ж-з.
Составление схем к словам
Лу-ша, лу-жа.
Составление предложений со
словами из букваря стр.60.
Знакомство с правописанием
ЖИ-ШИ.
Игра «Много-один» - нож-ножи,
лужа-лужи, кожа-кожи,
малыш-малыши...
Чтение индивидуальных
карточек.
Звук и буква
Знакомство с образом Игра «Загадки-складки»-дети
«Е».
буквы, артикуляция
подбирают рифмы к словам.
звука, характеристика Чтение букваря стр.61-62.
Продолжаем
звука, буквы.
учиться
Игровое упражнение «Ответь
отвечать на
правильно»- отвечать на
вопросы.
вопросы букваря стр.62.
Игра «Командир»-образование
повелительного наклонения.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Учимся читать Знакомство с образом Игровое упражнение «Найди
слова с Ь
буквы, артикуляция
слово» -дети выделяют слова с ь
знаком на
звука, характеристика знаком в конце из текста.
конце .Читаем
звука, буквы.
Игровое упражнение «Измени
слова с ь знаков
слово»-кон-конь, ходитв середине
ходить...
Чтение таблицы со словами
типа -моль
Чтение букваря стр.64
Составление схемы к словам с ь
знаком на конце. Коллективное
чтение букваря стр.66-67- с
выделением слов с ь знаком.
Звук и буква
Знакомство с образом Сравнительный анализ слов:
«Я»
мал- мял; мать-мять.
буквы, артикуляция
звука, характеристика Чтение слоговой таблицы,
подбор слов по началу.
звука, буквы.
Чтение букваря стр.68-69.
Составление схем к словам:
семья, Оля.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Звук и буква
Знакомство с образом Игровое упражнение «Узнай и
назови»- из текста дети
«Ю». Заменяем буквы, артикуляция
слова
звука, характеристика выделяют слова с новым
звуком.
местоимениям. звука, буквы.
Знакомство с
Чтение букваря стр. 72

понятием
«местоимение».
№40

Звук и буква
Знакомство с образом
«Ё».
буквы, артикуляция
Составляем
звука, характеристика
слова из слогов. звука, буквы.

№41

Дифференциац
ия звуков
«Е-Ё».
Закрепление
многозначных
слов.

Знакомство с понятие
«многозначные
слова».

№42

Звук и буква
«Ч».
Закрепляем
ударение.

Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы (всегда
мягкий).

Обыгрывание слов и слогов на
странице букваря: составление
новых слов и предложений.
Употребление местоимений.
Игровое упражнение: размести
слова в домике - на
определение позиции звука:
начало, конец, середина.
Чтение слов с буквой Ё: воз-вёз,
вол-вёл, нос-нёс.
Чтение букваря стр. 74
Игра «Составь слово» -слоги на
стр.75
Игра «Весёлый Лёва» изменить в словах Ё на О и
наоборот.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение «Собери
жильцов» -слова с Е и Ё.
Игровое упражнение «Кто
быстрее?»-называю слова с Е и
Ё, выкладывают дорожку из
фишек красного и желтого
цвета. Первый доходит до
домика тот, кто не ошибается.
Чтение букваря стр.78-79
Игровое упражнение «Кто это
сделал?»-поставить
местоимения к глаголам на
стр.79.
Игра «Не ошибись» дети
выделяют партии с
многозначным значением: лук,
замок, глаз.
Игровое упражнение
«Волшебные строчки»-на
чтение рифмованных строчек.
Игровое упражнение
«Разместим жильцов
домики»-размещение слов с
разной позицией звука: начале,
середине, в конце слова.
Чтение букваря стр.80-81
Составление предложений со
словами в столбцах,
определение ударения в словах.
Игра «Поймай
рифму»-подбирают слова
грач-врач, дочка-ночка,
кочка-бочка.
Игра «Составь

№43

Продолжаем
Главные слова в
учиться читать. предложении.
Разучиваем
звуки С-Ч-Ш.
Учимся
находить
главные слова в
предложении.

№44

Звук и буква
«Ц».
Составление
схемы слов.

Знакомство с образом
буквы, артикуляция
звука, характеристика
звука, буквы.

№45

Дифференциац
ия звуков
«Ч-Ц».

Объяснение
дифференциации
звуков «Ч-Ц».

№46

Различаем
звуки Ц-С.

Объяснение
дифференциации

слово»-составление слов из
разбросанных слогов.
Игровое упражнение «исправь
ошибку»- дети исправляют
ошибку в предложений.
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Игровое упражнение
«Прочти не ошибись»-чтение
слов со звуками С-Ч-Ш.
Чтение букваря стр.82-83
Отвечаем на вопросы к тексту.
Чтение текста на доске.
Определение главных звуков в
предложениях.
Запись предложений в тетрадь
схемой.
Игровое упражнение «Поймай
слово» - дети из текста
выделяют слова с новым
звуком.
Игровое упражнение
«Расселяем жильцов»- на
определение позиции звука в
слове.
Чтение букваря стр.85
Игровое упражнение
«один-много» - на получении
множественного числа
существительного.
Работа в тетрадях - составление
схем к словам. Чтение слоговой
таблицы «наборщик».
Рисование образа буквы в
воздухе, на бумаге.
Артикуляционная разминка
«Волшебные строчки».
Заучивание скороговорки.
Сравнительный анализ слов на
основе загадок: синица-синичка,
яйцо-яичко.
Чтение букваря стр.86
Отгадывание загадки.
Игровое упражнение «Кто
быстрее?» -составление слов с
предложенными слогами.
Игровое упражнение «Найди
главные слова».
Игровое упражнение «Кто
больше подберет картинок» -со

Закрепляем
слова-определе
ния: какой?
какое? какая?
какие?

№47

Звук и буква
«Э».
Закрепляем
однокоренные
слова.

№48

Звук [Ф] [Ф"] и
буква «Ф».
Большая буква
в именах
существительн
ых.

№49

Звук и буква
«Щ».
Дифференциац
ия звуков
«Ч-Щ, Щ-С».

№50

Знакомство с
правилом
жи-ши

звуков «С-Ц».

звуком ц-с.
Чтение букваря стр.87
Чтение предложений со словами
из букваря.
Отгадывание загадок.
Работа по картине «Весеннее
солнце»- найти слова
определения.
Знакомство с образом Игра «Благоустраиваем букву» на что похожа буква Э.
буквы, артикуляция
звука, характеристика Игровое упражнение «Прочти и
помести в домик» - на
звука, буквы.
определение позиции звука в
словах.
Чтение букваря стр.84
Отгадывание загадок на
страницах букваря
Игровое упражнение «Собери
букет» - на подбор
однокоренных слов.
Рисование образа буквы в
воздухе и на бумаге.
Знакомство с образом Игровое упражнение
«Доскажи» -договаривание
буквы, артикуляция
звука, характеристика слова предложенному началу.
Чтение слоговой таблицы.
звука, буквы.
Игровое упражнение «Мои
друзья».
Игровое упражнение «Буква
затерялась» -на знание большой
буквы в именах собственных.
Чтение букваря стр.88
Рисование образа буквы
Знакомство с образом Игровое упражнение
«Благоустраиваем букву».
буквы, артикуляция
звука, характеристика Игровое упражнение «Собери
чемодан»-различие букв
звука, буквы.
Щ-Ч-С.
Чтение букваря стр.90-91
Составление схем к словам:
щенок, роща.
Рисование образа в воздухе и на
бумаге.
Знакомство с
Запись в тетради
правилом ЖИ - ШИ.
Чтение слов с доски на новое
правило.
Игровое упражнение «Поможем
кукле койе»-восстановить
письмо. В котором Буквоежка
съел буквы на новое правило.
Игровое упражнение «Найди
слово»- в столбцах на доске

№51

№52

№53

№54

дети находят слова с новым
правилом
Учимся читать Разделительный
Игровое упражнение «Что
изменилось?» - дети читают
слова с Ъ
твёрдый знак - буква
столбики слов с Ъ знаком и без
Ъ.
него.
Сравнивают, анализируют,
делают вывод: Ъ знак
обозначает разделение букв
Чтение слов в букваре стр.93
Составление предложений с
этими словами
Чтение текста с доски с Ъ
знаком.
Учимся читать Слушание сказки про Игровое упражнение «Узнай
Ъ и Ь знак.
слова с Ъ и Ь
слово» - дети в этих сказках
знаком.
находят слова с ь и ъ знаками,
Закрепляем
называют их.
Игровое упражнение «Вставь
букву» -текст на доске, дети его
читают, вставляют
пропущенный ъ или ь знак.
Знакомство с пословицей в
букваре: конец - всему делу
венец!
Чтение букваря стр. 94-95
Знакомимся с
Знакомство с парными Чтение текста с доски.
парными
Озаглавливание текста.
согласными: глухие,
согласными:
Определение
количества
звонкие.
предложений, слов в каждом
глухие, звонкие
предложении.
Работа со словом.
Звукобуквенный анализ слова,
составление схемы,
определение ударения.
Составление предложений с
этими словом с заданным
количеством слов.
Знакомство с глухими и
звонкими согласными
(парными).
Игра «Найди пару»-дети
находят парные согласные.
Игра «Мое имя»-подбирают
имена на звонкие и глухие
согласные
Игровой момент «Научим куклу
Закрепление понятия
Закрепление
Машу читать»
навыков чтения «местоимение».
Схема предложения.
Индивидуальное чтение текстов
в букваре (у каждого свое
задание)
Игра «Замени слово» -

№55

№56

закрепляем знания о
местоимениях.
Игры по желанию детей
Закрепление навыков чтения с
использование интерактивного
пособия «Говорящая ручка».
Артикуляционная разминка.
Упражнение «Давайте
вспомним Алфавит». Чтение
слогов в таблице, составление
из них слов. Игра «Что лишнее»
- дикие и домашние животные.
Чтение предложений с
соответствующей интонацией.
Звуковой анализ заданного
слова. Индивидуальное чтение
текста на карточках - заданиях.

Читаем играя.

Итоговое
занятие «В
гостях
бабушки
Азбуки»

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Под

педагогическими

условиями

ПРОГРАММЫ
понимается

совокупность

взаимосвязанных направлений педагогического влияния на детей и взрослых и
организация их совместной деятельности. Условия, обеспечивающие успешность
процесса социально - педагогической адаптации к современному социуму детей в
процессе реализации программы дополнительного образования. Это: субъект субъектные отношения педагога и ребенка; вариативность образования; создание
ситуации выбора и успеха для каждого ребенка; личное участие в мероприятиях
программы; развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных
функций, обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации
программы: обеспечение повышения квалификации педагогов; интеграция
основного и дополнительного
воспитанников
образовательного
программами;

активной
процесса

образования,

самостоятельной
методической

педагогический

формирование готовности у
деятельности;

литературой,

мониторинг;

обеспечение

образовательными

обеспечение

творческой

интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система
организационных

условий

направлена

на

планирование,

организацию,

координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.

Программой дополнительного образования предусмотрены следующие
формы занятий: групповые, подгрупповые.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятий соответствует
возрасту детей: 5-6 лет - 25 мин., 6-7 лет - 30 минут.
Программа

дополнительного

образования

строится

на

следующих

принципах:
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса;
• строгая последовательность в изучении тем
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и
методы:
• организация воспитательно - развивающей среды на основе
проведения

различных

форм

занятий:

групповые,

подгрупповые;
• создание ситуаций успеха
• создание

информационной

среды

различными

средствами ( беседы, игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом
возрастных особенностей детей.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Основная задача мониторинга - определение качества реализации
Программы и влияние дополнительной образовательной программы на
динамику развития воспитанника.

Проведение мониторинга позволяет

выявить индивидуальные особенности развития воспитанника, разработать
индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального
раскрытия потенциала каждого воспитанника.
Цель диагностики: выявление уровня речевого развития воспитанника

(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического
воздействия), изучение личностно- социального поведения.
Периодичность и порядок текущего контроля осуществляется согласно
календарного учебного графика.
Формы текущего контроля аттестации воспитанников:
- входной контроль с целью выявления стартовых возможностей
обучающихся (диагностика уровня подготовки детей) - тестовые
задания, наблюдение;
- промежуточный контроль - после прохождения каждой темы учебного
плана программы (контрольное задание, игра-соревнование);
- текущий контроль;
- итоговый контроль - квест-игра.
Входной контроль. Приступая к обучению грамоте воспитанников,
необходимо

провести

педагогическую

диагностику

индивидуального

развития детей, оценить состояние произносительной стороны речи и уровень
развития фонематических процессов у каждого воспитанника. Исследование
фонематического восприятия и фонематических процессов необходимо, так
как обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется на основе
аналитико-синтетического звукового метода.
Промежуточный контроль проводится по итогам 1 -го полугодия и 1
года обучения.
Периодичность и порядок текущего контроля определяется педагогом
самостоятельно.
Итоговый контроль проводится по окончании учебного года (2-й год
обучения).
Для осуществления контроля к программе разработаны оценочные
материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы,
формируется

система

оценивания

(представлены в Приложении).

с

учетом

специфики

программы

2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ

МАТЕРИАЛЫ

Методические пособия, используемые для организации и проведения занятий:
Для педагогов:
-

Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018;

-

Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению.
ФГОС.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019;

-

ПожиленкоЕ.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов.
— М.: ВЛАДОС, 2003;

-

Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С., Звукарик - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003.
Для воспитанников:

-

Нищева

Н.В.

Тетрадь

по

обучению

грамоте

№1.-

СПб.:

по

обучению

грамоте

№2.-

СПб.:

по

обучению

грамоте

№3.-

СПб.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018;
-

Нищева

Н.В.

Тетрадь

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018;
-

Нищева

Н.В.

Тетрадь

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
Содержание программы представлено следующими разделами: звуковой
анализ, словесные дидактические игры, работа над предложением, чтение.
Выбор форм работы и дидактического материала по разделам программы
обусловлен возрастными и психологическими особенностями детей, а также
целями и задачами программы. Соотношение теоретических и практических
частей занятия по каждому разделу программы описано в учебно тематическом плане.

№
п/п
1.

Название
разделов
Звуковой анализ

2.

Словесные
дидактические
игры

3.

Работа над
предложением

4.

Чтение

Формы и способы работы

Дидактический материал

Непосредственно
образовательная
деятельность
Теория + практика

Демонстрационный материал:
- карточки-схемы для работы над
словом, состоящим из 3х звуков;
- карточки-схемы для работы над
словом, состоящим из 4х звуков;
- карточки-схемы для работы над
словом, состоящим из 5ти звуков;
- наглядное пособие «Звуковой поезд»;
- наглядное пособие «Звуковые часы».
Раздаточный материал: фишки
красные, синие, зеленые.
Предметные картинки.
Полоски - схемы для работы над
словом, состоящим из 3х (4-5) звуков.
Букварь Н.С. Жуковой.
Мелкие игрушки, мяч, предметные
картинки.

Непосредственно
образовательная
деятельность
Индивидуальная работа с
детьми
Теория + практика
Непосредственно
образовательная
деятельность
Индивидуальная работа
Теория + практика
Непосредственно
образовательная
деятельность
Индивидуальная работа с
детьми
Теория + практика

Касса букв (демонстрационная,
раздаточные).
Букварь Н.С. Жуковой.

Демонстрационный материал:
касса букв.
Раздаточный материал: фишки
красные, синие, зеленые;
пособие «окошечки», детские книги с
короткими текстами и крупным
шрифтом.
Букварь Н.С. Жуковой.

2.5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ

Помещение: кабинет учителя-логопеда.
Оборудование:
• столы детские;
• стулья детские;
• доска магнитная
• азбука;
• мяч;
• карандаши простые;
• карандаши цветные;
• массажные мячики;
• касса букв и слогов;
• бассейн с наполнителем;
• подносы с песком;
• пластилин;
• шнурочки, палочки.
Наглядные пособия:
• цветовые сигналы (кружки);
• карточки с «зашумленными» буквами;
• карточки с недописанными словами;
• карточки для чтения слогов, слов, предложений;
• предметные картинки;
• конструктор букв;
• звуковые схемы;
• схемы для определения места звука в слове.

УСЛОВИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1000 упражнений для девочек. Составитель В.Г. Дмитриева— М.: АСТ,
2018.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в
подготовительной

к

школе

логогруппе.

I

период

обучения.

-

М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в
подготовительной

к

школе

логогруппе.

II

период

обучения.

-

М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
4. Гомзяк О.С.

буду говорить правильно. Альбом упражнений по

предупреждению нарушений письма у детей в подготовительной группы. М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
5. Гомзяк О.С. буду говорить правильно. Альбом 1 упражнений по обучению
грамоте детей старшей логогруппы. - М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
6. Гомзяк О.С. буду говорить правильно. Альбом 2 упражнений по обучению
грамоте детей старшей логогруппы. - М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
7. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в
подготовительной

к

школе

логогруппе.

III

период

обучения.

-

М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
8. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. .- М.:
Гном-Пресс, 2000.
9. Нищева Н.В. Тетрадь по обучению грамоте №1.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2018.
10. Нищева Н.В. Тетрадь по обучению грамоте №2.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2018.
11. Нищева Н.В. Тетрадь по обучению грамоте №3.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2018.
12. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.
13. ПожиленкоЕ.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. —

М.: ВЛАДОС, 2003.
14. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к
школе.- М.: Аквариум, 1999.
15. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. Звукарик.- Екатеринбург: ЛИТУР, 2003.

Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждённая
распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №
1726-р0.
3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014

№

41

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018г.
№ 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».